СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Авторы

  • E. Ovcharova Волжский филиал Волгоградского государственного университета
  • A. Polina Волжский филиал Волгоградского государственного университета

DOI:

https://doi.org/10.31618/nas.2413-5291.2020.4.61.337

Ключевые слова:

копинг-стратегии, совладающее поведение, подростки, психологическое благополучие, трудная жизненная ситуация

Аннотация

В статье рассматривается проблема выбора копинг-стратегий у подростков в трудной жизненной ситуации. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей совладающего поведения у подростков с разным уровнем психологического благополучия. Выявлено, что у подростков в трудной жизненной ситуации преобладают шкалы «дистанцирование» и «избегание-избегание», что ограничивает у них применение копинг-стратегий и снижает совладание со стрессом.

В статье рассматривается проблема выбора копинг-стратегий у подростков в трудной жизненной ситуации. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей совладающего поведения у подростков с разным уровнем психологического благополучия. Выявлено, что у подростков в трудной жизненной ситуации преобладают шкалы «дистанцирование» и «избегание-избегание», что ограничивает у них применение копинг-стратегий и снижает совладание со стрессом.

Биографии авторов

E. Ovcharova , Волжский филиал Волгоградского государственного университета

кандидат психол. наук, доцент

кафедры социально-гуманитарных дисциплин

A. Polina , Волжский филиал Волгоградского государственного университета

кандидат психол. наук, доцент,

заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

Библиографические ссылки

Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб. пособие [Текст] / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань, 2003. – С. 23–29

Полина А.В., Овчарова Е.В. Особенности коммуникативной компетентности у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М.: Академия, 2012 – 583 с.

Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг–процессы/ С. Фолкман. – Москва: Медицина, 2014. – 54 с.

Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37, N 3. P. 727–745.

Moos, R. H., Brennan, P. L., Fondacaro, M. R., & Moos, B. S. (1990). Approach and avoidance coping responses among older problem and nonproblem drinkers. Psychology and Aging, 5, 31– 40.

Ryff C. The Structure of Psychological WellBeing Revisited. Journal of Personality and Social Psychology (1995).

Загрузки

Опубликован

2020-12-08

Выпуск

Раздел

Статьи