ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Авторы

  • E. Volgutskova Государственного казенного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • T. Simonova ФГБОУ ВО « Астраханский государственный университет»

Ключевые слова:

умственно отсталые подростки, социальные компетенции, жизненная компетенция, Федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельность

Аннотация

В статье представлены результаты изучения социальных компетенций у младших и старших подростков с легкой умственной отсталостью, проведено сравнение по четырем взаимосвязанным компонентам: когнитивно-познавательному, потребностно-мотивационному, поведенческому и рефлексивному. Выявлены их особенности в младшем и старшем подростковом возрасте. 

Биографии авторов

E. Volgutskova, Государственного казенного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

директор

T. Simonova, ФГБОУ ВО « Астраханский государственный университет»

доктор педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой коррекционной педагогики

Библиографические ссылки

Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе: Сб. статей /Рос. акад. наук. Ин-т психологии; под ред. К.А. АбульхановойСлавской и др.; предисл. К.А. АбульхановойСлавской — М : ИПРАН —1995. —С. 37-48.

Дикун, И.В. Формирование жизненной компетентности у воспитанников интернатных учреждений как средство их подготовки к самостоятельной жизни: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / защищена 17.01.2006. / Дикун Инна Владимировна. - Санкт-Петербург, 2006.

Даргевичене, Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы:автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / защищена 1971. / Лина-Елена Иозофовна. - Москва, 1971.-14с.

Евтушенко Е.А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности: дисс. …канд. пед. наук: 13.00.03 /защищена 18.11.2010 / Евтушенко Елена Александровна. - М., ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010.

Инденбаум, Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование — 2010. — № 2. – С.72-80.

Кислякова Ю.И. Формирование социальнобытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / защищена 18. 08.2008. / Юлия Николаевна Кислякова. - Минск, 2008.

Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы /Л.П.Кузнецова. Учебное пособие. — Изд-во ДВГТУ. Владивосток. — 2002.

Курганова А.О., Карабанова О.А. Диагностика личности школьников –СПб.: Речь. – 2012. –256с.

Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. – 7-е изд., испр. и доп.-М. : Академический Проект; Трикста. —2011.

Лыкова-Унковская, Е. С., Галкина В.А. Социально-коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью / Е.С.ЛыковаУнковская, В.А.Галкина // Научно-педагогическое обозрение. — 2019. 6 (28), С. 17-20.

Масленникова, В. Ш. Личностная композиция социального отношения / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. – С. 84–89.

Мозговой В. М. Олигофренопедагогика. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. М. : Издательский центр «Академия». — 2006.

Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. — СПб. : Питер, 2005.

Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с.

Примерная основная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// fgos-ovz.herzen. spb.ru/wp-content/aploads /2015/10 /1-и-2 варианты АООП-УО

Сафонова Л.М. Определение жизненной компетентности у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5, С.155-161.

Содномова Н.Б. Педагогические условия формирования социальных компетенций старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / защищена 17.12.2015 / Надежда Бадма-Цыреновна Содномова. — Улан-Удэ. – 2015.

Стебляк Е. А. Психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций умственно отсталых обучающихся // Наука о человеке: гуманитарные исследования: Научный журнал. – 2016. – № 2 (24). – С. 140–147.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста М. : Медгиз. — 1955, 230 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)- Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

Цукерман Г.Я. Диагностика умения учиться [Текст] / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова. — [2-е изд.]. — М. :Author's club, 2018.

Щетинина А.М.Диагностика социального развития ребенка. / Учебно-методическое пособие. В. Новгород НовГУ им. Ярослава Мудрого— 2000.

Щербакова А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида // Дефектология. —2001. —№ 3.

Pfingsten, U. Groppentraining Sozialer Kompetenzen / U. Pfingsten, R. Hintsch. Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.

Загрузки

Опубликован

2021-01-14

Выпуск

Раздел

Статьи