ЭТИКА КАНТА И ЕРЕСЬ АНТРОПОЛАТРИИ
DOI:
https://doi.org/10.31618/nas.2413-5291.2021.4.74.540Ключевые слова:
отвращение, самоубийство, разум, антрополатрия, браконьерство, животное, грехАннотация
Статья исследует понимание этики у Канта и происхождение его категорий нравственности. Особое внимание уделено категории отвращения, которая представляет своего рода исключение в кантовской этике, поскольку никак не выводится из разума и трансцендентального единства апперцепции. Здесь Кант обращается к чувствам, и в целом к каким-то иррациональным категориями. Иррациональная категория отвращения используется Кантом в тех местах, где он аргументирует запрет самоубийства и запрет таких деяний, которые он охарактеризовал как “crimina carnis contra naturam”. Запрет самоубийства Кант называет первым этическим запретом, на котором основаны все обязанности перед самим собой. Отсюда можно предположить, что рациональная кантовская этика стоит на довольно иррациональном фундаменте, коим является категория отвращения. Запрет самоубийства – это базовый христианский запрет, Августин называет его самым тяжким грехом, поскольку здесь физически невозможно покаяние. Можно предположить, что Кант в данном случае исходит из такой догматической предпосылки. Но сам Кант иначе аргументирует этот запрет, указывая на то, что отвращение является отличительной чертой человека от прочих животных, стало быть, запрет самоубийства представляет собой признак доминирования человека над прочими животными. Это больше напоминает не каноническое христианство, а старую ересь поклонения человека, запрещённую в 4-ом веке, в которой оппоненты нередко обвиняют протестантских теологов.
Библиографические ссылки
Kant I. Kritika chistogo razuma // Sochinenija. V 6-ti tomah. T. 3. M.: Mysl', 1964. 800 s. 2. Kant I., “Lekcii po jetike“, M.: Nauka, 2000.- 431 S.
Dekart R. Sochinenija: V 2 t. – T. 1. – M.: Mysl', 1989. S. 250–296.
Avgustin Bl. O Grade Bozhiem. V 4-h tomah. M.: Izd-vo Valaamskogo monastyrja, 1994. 5. Mal'tus T., «Opyt o zakone narodonaselenija ili izlozhenie proshedshego i nastojashhego dejstvija jetogo zakona na blagodenstvie chelovecheskogo roda, s prilozheniem neskol'kih issledovanij o nadezhde na otstranenie ili smjagchenie prichinjaemogo im zla». SPb.: tipografija I. I. Glazunova, 1868.
Darvin Charl'z. Proishozhdenie vidov putem estestvennogo otbora. — L.: Nauka, 1991. 539 s.
Gobbs T. Leviafan, ili Materija, forma i vlast' gosudarstva cerkovnogo i grazhdanskogo // Gobbs T. Sochinenija: V 2 t. – T. 2. – M.: Mysl', 1991.
Gegel' G.V.F., Fenomenologija duha/Per. S nem. Shpeta G.G., Kommentarii Selivanova Ju.R. – M.: Akademicheskij Proekt, 2008. – 767 s. – [Filosofskie tehnologii: filosofija].
Podrobnoe izlozhenie very. / Per. i prim. G. I. Benevicha. // Antologija vostochno-hristianskoj bogoslovskoj mysli. V 2 t. T. 1. M.-SPb., 2009. S. 358—367.
Homjakov A. S. Vsemirnaja zadacha Rossii / Sostavlenie i kommentarii M. M. Panfilova / Otv. red. O. Platonov. Izd. 2-e — M.: Institut russkoj civilizacii, Blagoslovenie, 2011. — 784 s.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NoDerivatives» («Атрибуция — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
CC BY-ND
Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.